rh-conflict >> библиотека >> философия >> Восточная философия

 
Глава II. Восточная философия

автор Runa e-mail

Содержание:

Идеи и методы китайской медицины.

Наверное, одна из самых известных терапевтических практик Китая – чжэнь-цзю терапия, точечное иглоукалывание. Чжэнь – укол иглой, цзю – прижигание; таким образом метод заключается в нанесении укола в определенные точки тела и/или их прогревании. Время возникновения этого метода не установлено, хотя известна его глубокая древность: этот способ применялся еще в каменном веке для лечения людей и животных. Китайские историки полагают, что изначально терапия проводилась каменными иглами, которые получили название бянь-ши; так, при археологических раскопках вблизи Пекина в местечке Чжаокуотян были найдены кварцевые иглы, в деревне Шагатун на северо-востоке Китая – иглы из других видов горного камня. Установлено также, что позже стали пользоваться золотыми иглами для тонизирования и серебряными иглами для седатирования.

Теоретическая основа чжэнь-цзю терапии дана в трактате «Нэй-цзин», каноне древнекитайской медицины, который предположительно относят к III-II вв. до н. э. Книга состоит из двух фундаментальных глав, каждая из которых разбивается еще на девять частей. Несмотря на обилие мистических объяснений, трактат сохраняет большую познавательную ценность. Так, в нем описаны тщательно разработанные на протяжении веков методы диагностики, которые применяются и в настоящее время: осмотр, опрос, выслушивание, пальпация. Прежде чем подробнее осветить методологическую основу чжэнь-цзю терапии, остановимся вкратце на особенностях древнекитайской диагностики.

Труднодоступность древневосточной диагностики для современного, европейски образованного врача, обусловлена прежде всего ее философской основой, но также своеобразными физиологическими представлениями древних врачей. С одной стороны, медики Китая знали почти за две тысячи лет до Гарвея о том, что кровообращение совершается по замкнутому кругу сосудов. С другой – кажутся странными такие положения древнекитайской медицины, которые, например, утверждают, что печень выполняет функции нервной системы. Впрочем, к пониманию древнекитайской диагностики нельзя подходить с современных позиций еще и потому, что в этой системе знания понятие орган означало функциональную систему, а не только морфологическое образование.

Но более всего удивляет способность древних врачей воспринимать через пальцы такие ощущения, которые современный человек не в состоянии различить. Особенно это заметно в системе пульсовой диагностики.

По представлениям восточной медицины, существуют три типа здорового пульса: мужской, женский и нейтральный. Женский – тонкий, быстрый и сильный; нейтральный – спокойный, медленный, мягкий; мужской – интенсивный и сильный. А вот видов патологического пульса – двадцать семь! Каждый из этих типов имеет свою характеристику: как туго натянутая веревка, как катание жемчуга и т.п. Подобная система диагностики может поставить в тупик современного врача. При этом диагностика осложняется тем, что пульс того или иного вида может «пересекаться» с пульсом другого вида, и это пересечение свойственно также для здорового человека. Дело в том, что, прощупывая пульс, врач должен учитывать также время года – пульс имеет тенденцию изменяться по сезонам. Каждый сезон, который длится 72 дня, на обычный пульс накладывается пульс главного для этого периода органа. Например, лето соответствует элементу огня, а потому в течение этого сезона будет преобладать ян-ский пульс сердца и т.п. В межсезонье преобладающим является пульс селезенки – поджелудочной железы (стихия земли).

Приведем для примера два типа патологического пульса, как они даны в древнем учебнике «Биньхоу мосюэ»:

Рис. 6. Торопливый пульс цзу.

Этот тип пульса относится к аспекту «ян». Характеризуется четким ощущением прихода и ухода пульсовых волн и следующим приходом пульсовой волны после небольшого интервала, а также отсутствием закономерности в периодичности интервала и движения (интервал наблюдается после разного числа пульсовых циклов). Пульс свидетельствует о «крайне сильном расцвете ян и подавлении инь», т.е. «расцвете внутреннего огня» во всех частях тела. Увеличение количества интервалов делает прогноз серьезным: болезнь ухудшается или угрожает жизни. Торопливый пульс цзу указывает на синдром жары, причиной которого является газ, кровь, мокрота, питье и пища. При этом пульсе часты симптомы отравления.

Рис. 7. Движущийся пульс дум.

Это тоже янский пульс, который напоминает форму боба («соперничество инь с ян»). Характеризуется несколько торопливым биением; прощупывается чаще у пожилых людей или у больных длительной тяжелой болезнью. Свидетельствует о болевых синдромах, судорогах конечностей, различных заболеваниях желудка, кровеносных сосудов, нарушениях психики, состояниях тревоги. Прогноз строится в зависимости от душевного состояния больного. Но пульс дум может встречаться и у здоровых людей – в этом случае он не указывает на соматические расстройства.

Уже из приведенных примеров видно, что понятия «инь», «ян», а также концепция «у-син» играли ведущую роль в древнекитайской медицине. Так, все органы делятся на группы инь и ян, а также соответствуют той или иной стихии. Между ними постоянно осуществляется движение энергии (ци), которая течет по определенным каналам – меридианам. Именно на этих каналах расположены точки акупунктуры. В выборе точек, подлежащих воздействию, также опирались на концепцию «инь – ян», а также концепцию «у-син». В целом принцип применения этих концепций можно проиллюстрировать следующим образом: прежде всего устанавливается, в каком меридиане образовался избыток или недостаток энергии (сами меридианы соответствуют определенным органам, а потому «ответственны» за качества «инь», «ян», а также стихию, закрепленную за некоторым органом). Поэтому, если симптомы свидетельствуют о переизбытке «ян», следует воздействовать на организм, увеличивая его инь-потенциал, а также, опираясь на схему «дружбы – вражды» пяти первоэлементов, определить пути нормализации баланса энергии.

В зависимости от симптомов, варьируется также способ введения иглы: укол может быть быстрым, медленным, поверхностным, глубоким, проводиться «нагретой иглой» - после введения иглы ее ручку нагревают, чтобы тепло проникало внутрь – и т.д. Правило, согласно которому определяется способ иглоукалывания, называется бу-се. Предполагается, что первоначально акупунктура проводилась на руках и ногах, позже – в области спины и груди. Развитие методов этой терапевтической системы привело к расширению соматических сфер иглоукалывания. Сегодня, например, проводятся так называемые скальптерапия и криопунктура. Методика заключается в воздействии иглой на ткани покровов мозгового черепа, но зоны воздействия представлены не точками, а линиями виртуальной ширины, проявляющимися лишь при соответствующих патологических состояниях. Пунктура проводится либо малыми иглами, последовательно вводимыми до надкостницы, либо чрезвычайно длинными (до 12-15 см), проводимыми на значительном протяжении непосредственно по фасции или апоневрозу до ощущения иррадиации в корреспондируемый орган или по зоне воздействия.

Рис. 8. Экзоназальные проекционные зоны

1 - лицо; 2 - глотка; 3 - лёгкое; 4 - сердце; 5 - печень; 6 - селезёнка; 7 - почка; 8 - наружные половые органы; 9 - внутренние половые органы; 10 - желчный пузырь; 11 - желудок; 12 - тонкий кишечник; 13 - толстый кишечник; 14 - мочевой пузырь; 15 - ухо; 16 - грудная клетка; 17 - молочная железа; 18 - шейный и грудной отделы позвоночника;19 - поясничный отдел позвоночника; 20 - верхняя конечность; 21 - ягодица; 22 - голень; 23 – стопа.

Выше приводится схема расположения точек для еще одного современного вида рефлексотерапии: ринопунктуры. Ринопунктура существует в двух вариантах: экзо- и эндоназальном -- 38 биологически активных точек на коже наружного носа связаны с тремя меридианами, проходящими в этой области. Четырнадцать точек слизистой оболочки носа образуют на каждой стороне по две горизонтальные линии, весьма труднодоступные для пунктуры, в связи с чем воздействие на них сегодня обычно осуществляется в виде эндоназального электрофореза фармакологических препаратов, а иглоукалывание наружных точек проводится чаще горизонтально (параллельном коже) в краниокаудальном направлении так, чтобы одна игла оказывала воздействие на целый ряд пунктов.

Нелишне отметить, что попытки объяснить феномен соматотопических проекций органов человеческого организма (другими словами, возможность воздействовать на больной орган путем раздражения определенных областей тела) пока в основном остаются теоретическими. Среди вариантов предложенных решений перечисляются как известные физические реалии (колебания электромагнитного поля), так и не получившие научного признания теории (например, существование биополя). Тем не менее, с опорой на использование резонансных механизмов, разработаны и введены в практику аппаратные средства, действующие по принципу рефлексотерапии («Явь», «Никель», «МОРА биполяр» и многие другие), которые успели положительно зарекомендовать себя. В этом направлении развиваются такие медицинские практики как КВЧ-терапия (ее иногда называют также КВЧ-пунктурой), биорезонансная терапия, электропунктурное тестирование медикаментов, электропунктурная диагностика и другие . Во многих случаях речь идет не просто о «воскрешении» восточной медицины на новой концептуальной основе, а о творческом применении ее теоретического арсенала: примечательно, например, что «Биполяр» имеет программу диагностики в соответствии с концепцией у-син, а его высоко- и низкочастотный каналы призваны оптимизировать «инь-ян состояние» организма.

Однако нельзя упускать из внимания, что древнекитайская медицина основывалась не только на стихийных натурфилософских представлениях, усвоенных и разработанных философскими школами. Стимулирующую роль в ее развитии сыграли также специфические религиозно-философские идеи – в частности, доктрина бессмертия даосизма, породившая уникальные психофизические практики и подтолкнувшая формирование китайской фармацевтики. Это связано с тем, что в даосизме ставилось под сомнение посмертное существование индивидуальной души, сознательного «я». Отсюда происходят два типа «алхимии» - внутренняя и внешняя. Во внешней алхимии ставилась задача создания эликсира бессмертия, что заставляло экспериментировать с различными органическими и неорганическими веществами (особое место в этих экспериментах занимала киноварь – сульфид ртути). Внутренняя алхимия основывалась на идее, согласно которой эликсир бессмертия может быть создан в самом теле, за счет правильного направления его соков и энергий. Именно разработки внутренней алхимии (нэй дань) используются в практике у-шу и ци-гун, поскольку имеют прямое отношение к психофизическому тренингу (контроль над своим умом и телом), который включал также дыхательные упражнения.

Нужно сказать, что вся древнекитайская медицина в целом уделяла пристальное внимание «правильному дыханию». Считалось, что «несвежий» воздух скапливается в нижних отделах легких, и продукты его распада оказывают отравляющее воздействие на каждый орган. Поэтому основой для выполнения всех оздоровительных упражнений, включая ци гун, являются медитативно-дыхательные тренинги. С опорой на даосские техники сегодня сформировались три основные системы: нэйян-гун (особенно рекомендуется для лиц с заболеваниями дыхательных путей и желудочно-кишечного тракта), цзи-чжуан-гун (общеукрепляющая техника: неврозы, переутомление, ослабленная сердечно-сосудистая система) и баоцзянь-гун (предназначена практически здоровым пожилым людям для профилактики). Главные требования здесь примерно такие же, как и в буддийских дыхательно-медитативных практиках (например, в сутре «Полного осознавания дыхания») – то есть умение концентрировать внимание, расслаблять тело, успокаивать сознание и т.п., и, конечно, определенная техника исполнения.

Заканчивая этот краткий обзор, выделим главное, что объединяет сказанное здесь: древнекитайская медицина рассматривает тело человека как целостную систему, все части которой взаимосвязаны потоком энергии ци и взаимодействуют в соответствии с учением у-син. Потенциал здорового организма определяется равновесием двух космических начал: инь и ян, избыток и недостаток любого из них приводит к болезни. Лечение в этом случае не должно проходить как вмешательство в работу системы (организма), но подразумевает гармонизацию ее жизнедеятельности в целом, установление изначального равновесия. Таким образом, лечится не отдельный орган, не «болезнь» - целью является оптимизация человеческого существования в его телесных и духовных аспектах. Именно поэтому китайская медицина находила опору в философии, которая выделяла самые общие категории, имеющие отношение не к частям системы (в данном случае – органам), но к ней в целом.

далее >>
| наверх |
   
| главная | студенту | библиотека | ссылки | форум | гостевая |
Hosted by uCoz