rh-conflict >> библиотека >> философия >> Восточная философия

 
Глава II. Восточная философия

автор Runa e-mail

Содержание:

Конфуцианство: учение о «благородном муже».
Благородный муж знает только долг,
Низкий человек знает только выгоду.
Лунь-юй.

Мировоззрение Конфуция тесно связано с историй Китая. Не считая периода правления легендарной династии Шань (примерно 1500-1040 гг.до н.э.), жизнь в Поднебесной Империи нельзя было назвать спокойной. Множество удельных княжеств (во время первого правителя династии Чжоу их число достигло 156!) соперничали между собой, подрывая не только власть императора, но и благосостояние народа: смуты в течение столетий потрясали государство и особенно усилились в эпоху, предшествовавшую рождению Конфуция. Вся китайская история того времени пестрит рассказами о братоубийственных войнах, придворных интригах и изменах. В этих условиях законы бездействовали, процветало казнокрадство, крупные землевладельцы отнимали земли у мелких собственников, а последние пополняли отряды бродяг и нищих, которые зачастую шли на большую дорогу в поисках средств к существованию.

Безусловно, идея справедливого государства, которое позволило бы своим подданным жить в мире и благоденствии, витала в то время в воздухе. Среди людей, стремившихся к упрочению мира и законности, были и военоначальники, мечтавшие добиться этой цели с помощью оружия, и политики, и, наконец, философы. Среди последних особое место занимает имя Конфуция.

Китайские источники указывают, что Конфуций родился в 551 г. до н.э. в княжестве Лу. Отец Конфуция умер, когда ребенку было около трех лет, и его мать, поскольку была еще молодой женщиной и не решалась взять в дом частного учителя, отдала мальчика в общественную школу. По ее окончании Конфуций поступил на государственную службу. Место торгового смотрителя, которое он получил, не было ни престижным, ни доходным. Однако уже здесь Конфуций на практике продемонстрировал те убеждения, которые позже легли в основу его философии: следование долгу, преданность интересам государства и щепетильную честность. Он лично вникал в тонкости любых занятий, которые имели хоть какое-то отношение к его обязанностям: так, с земледельцами он разговаривал о качествах почвы, особенностях ее возделывания, о средствах предохранения хлебных зерен от прорастания и т.п. Замеченных в обмане и нерадивости торговцев Конфуций сурово наказывал, а людей честных поощрял, и эти меры имели хорошие результаты, что дошло до сведения правителя княжества. В итоге Конфуций был назначен на более высокую должность, а его последующая деятельность предвещала блестящую карьеру.

Однако в 528 г. до н.э. мать Конфуция умерла, и он, строго следуя древним обычаям, взял отставку, чтобы выдержать положенный трехгодичный траур. С этого момента начинается его деятельность в качестве общественного учителя. Дело в том, что ко времени Конфуция древние традиции нарушались практически повсеместно, и это относится также к почитанию предков, которое предусматривало определенный погребальный ритуал. По свидетельствам той эпохи, современники Конфуция хоронили родственников где попало, даже на пустырях, несколько дней носили траур, а затем возвращались к обычной жизни. И в первых своих поучениях Конфуций горячо упрекает сограждан в общей нравственной распущенности, которая проявляется в отношении к усопшим: человек – самое драгоценное создание из всех живущих, но отсутствие уважения к оболочке его души есть унижение человеческого достоинства, поскольку низводит его до степени животного.

Это трепетное отношение Конфуция к человеку, выделение его в качестве высшего создания природы, является характерной чертой философа, которая видна не только в наставлении о погребальном ритуале, но во всех положениях конфуцианства. Так, высказывая свое убеждение в необходимости почитания родителей, Конфуций замечает: "Сегодня почтительностью к родителям называют их содержание. Но люди содержат также собак и лошадей. Если родителей не почитать, то чем будет отличаться отношение к ним от отношения к собакам и лошадям?"

Основное достоинство человека Конфуций видел в разуме, и именно по умственным, а также нравственным качествам Конфуций выделял пять категорий людей. Тех, кто не отличается ничем примечательным, кто любит говорить только для того, чтобы говорить, людей привычки, живущих едва ли не животной жизнью, он относит к низшему разряду. По мнению Конфуция, представления этих людей «не простираются дальше глаз, ушей и рта». На второй ступени находятся люди образованные, способные самостоятельно составлять мнение о вещах, и, тем не менее, следующие законам и обычаям. Чтобы вступить на третий уровень, таким людям требуется обрести душевное равновесие, умение быть одинаковыми в радости и горе, подлинную добродетель. Отличительной чертой тех, кто достиг четвертой ступени, является прямодушие, искренность. Тех же, кто совершенен во всех отношениях, Конфуций именует совершенномудрыми. Именно они достойны находиться во главе государства.

Итак, черты, которыми в идеале должен обладать человек – это стремление к знанию, уравновешенность, кротость, великодушие и добродетельность, прямодушие. Все эти качества, несомненно, имеют специфическое содержание, которое может быть понято из контекста учения самого Конфуция. В целом, оно строится на возрождении обычаев предков. Во время траура по матери Конфуций кропотливо изучал священные книги и древнюю историю, где прославлялись деяния таких полумифических правителей как Яо, Шунь и Юй, которых он сделал образцом для подражания. Из правильного отношения государя к поданным Конфуций выводит все правильные отношения, в которые вообще могут вступать люди: отношения в семье, между родителями и детьми, между старшими и младшими, между друзьями, подчиненным и начальником. В конечном итоге все это можно определить как концепцию трех правильных отношений: государей к подданным, родителей к детям, мужей к женам. Отношения внутри этих пар строятся на основании пяти добродетелей: человеколюбия или гуманности (жэнь), справедливости (ли), воздаяния каждому вне зависимости от его сана и происхождения, ибо «Благородный муж ко всем относится одинаково, он не проявляет пристрастия; низкий человек проявляет пристрастие и не относится ко всем одинаково», повиновения законам и соблюдения обрядов, правдолюбия, верности.

К этой концепции добавляется учение о нравственности, которое можно было бы назвать учением о золотой середине. Ценностями здесь являются отсутствие увлечений, равновесие в поступках, умеренность и сдержанность как в чувствах, так и в словах, а также в распоряжении деньгами и имуществом (бережливость) – и, как результат этого, душевная невозмутимость. Во всем человек должен придерживаться середины: он не должен иметь ни чрезмерной злобы, ни чрезмерной любви (именно так нужно понимать парадоксальное изречение Конфуция: «Только обладающий человеколюбием может любить людей и ненавидеть людей»; поскольку равновесное отношение исключает только любовь или только ненависть). Точно так человек не должен слишком предаваться печали, ни восторгаться от радости. Словом, сама суть нравственного учения конфуцианства заключается в избегании крайностей.

Может показаться, что изложенные истины вполне банальны и рассудочны, не относятся к «высоким» порывам человеческого духа, и уж тем более не могут претендовать на философские изыскания. В действительности Конфуций зачастую обходил стороной метафизические вопросы, уделяя преимущественное внимание повседневной обыденной жизни. Так, когда один из учеников спросил его: «Учитель, я хотел бы спросить о смерти, о том, что ждет человека после смерти», Конфуций ответил: «Если вы не знаете жизни, то как можете знать о смерти?» Однако все учение о трех правильных отношениях, а также конфуцианские представления о нравственности основаны на законе, который по своему масштабу может быть назван только всеобщим, а именно на законе отношения Неба к Земле.

Небо во время правления династии Чжоу (именно на правление этой династии приходятся годы жизни Конфуция) объявляется верховным владыкой всего сущего. Его закон – это закон мироздания. В период почитания Неба появляется идея Небесного Мандата (тянь-мин): любой правитель получает власть из рук Неба, обязуясь претворять его волю на земле. Если же поступки государя идут вразрез с небесным волеизъявлением, народ имеет право свергнуть такого правителя. Признаки, по которым угадывается отступничество земного владыки, очевидны: наводнения или засухи, неурожай, войны – словом, стихийные и иные бедствия, которые свидетельствуют о недовольстве высших сил. На правителе, таким образом, лежала ответственность как за народ, так и за силы природы, ему нужно было умилостивить предков и богов, вызвать своевременный дождь и обеспечить урожай, поддержать космическое равновесие сил. Для этой цели служили многочисленные ритуалы, и несовершение должного ритуала в установленное время могло повлечь за собой несчастье, так же как и неудачные законы или жестокость чиновников.

Возможно, поэтому учение об исполнении ритуалов занимает значительное место в конфуцианских текстах. Кроме того, Конфуций сам создал целый кодекс обрядов (церемоний), призванных выступать сдерживающим началом – то есть, обеспечивать то же равновесие. Благодаря церемониям, утверждает Конфуций, человек знает, как ему должно поступать в любое время при любых обстоятельствах, с достоинством может избегать столкновений, ссор и брани. Церемонии показывают связь Неба с Землей, утверждают порядок между людьми. Всякий поступок должен быть основан на ритуале, и идеальный человек (благородный муж) поступает именно так. Насколько большое значение придавал Конфуций ритуалам, видно из описанного в Лунь-юе (сборнике изречений Конфуция, который составили его ученики) случая: когда ученик по имени Цзы-гун хотел положить конец обычаю приносить в жертву барана в первый день месяца, Конфуций сказал: «Ты заботишься о баране, а я забочусь о ритуале».

Приверженность ритуалам рождает еще одну черту конфуцианства – это традиционализм. Не нужно думать, что церемонии, которые разработал Конфуций, были чем-то радикально новым. Напротив, сам Конфуций полагал, что он лишь возвращает забытые традиции, которые свято чтились в эпоху легендарных императоров. Новое лишь тогда может быть благоприятно, когда опирается на установленные законы и обычаи: «Тот, кто, повторяя старое, узнает новое, может быть наставником [людей]», - записано в Лунь-юе.

В целом, суммируя наследие, оставленное Конфуцием, можно сказать следующее: его основой является стремление выдержать равновесие, которое необходимо для гармоничного бытия всего мира. Равновесие, гармония – вот главная цель, к которой должен стремиться человек. Все остальное – поведение, манера говорить, взаимодействие с другими людьми, образ мыслей – все, что связано с существованием человека, направляется этой целью. Воля и разум, которыми он обладает, делают человека центральной фигурой в этом действе космического масштаба: ведь единое слово может нарушить хрупкое соотношение вселенских сил.

Безусловно, о конфуцианстве можно было бы сказать еще многое – неслучайно это направление является одним из самых влиятельных в истории Китая, определяя во многом традиционные воззрения китайской культуры спустя многие столетия после своего возникновения. Последователи Конфуция – такие как Мэн-цзы и Сюнь-цзы, внесли в первоначальную концепцию новые интерпретации и свои идеи, а в XV-XVI веках конфуцианство пережило новое рождение в учениях таких мыслителей как Хань Юй, Ли Ао, Линь Шэнь-ши, Чжи Си, Лу Цзююань и целого ряда других. За это время конфуцианство обогатилось разработками онтологических, гносеологических, правовых и социально-этических вопросов. Рассмотрение философии конфуцианства мы хотели бы завершить выдержкой из Ван Янмина – видного представителя неоконфуцианства XVI века. В этом отрывке, на наш взгляд, наиболее ярко виден гуманистический потенциал и вера в человека, присущие в целом направлению мысли, у истоков которого стоял Конфуций:

«Если ничтожные люди разделяют форму и содержание, «ты» и «я», то великие люди способны полагать небо, землю и тьму вещей единым телом… Неужели таковы только великие люди? Нет, сердце даже ничтожного человека точно такое же, хотя он сам уничижает его. Поэтому при виде ребенка, падающего в колодец, его сердце обязательно пронизывают испуг и страх, соболезнование и сострадание. Это потому, что его гуманность образует с ребенком одно тело, ведь он того же, человеческого рода. Его сердце не в силах вынести вида птиц и зверей, жалобно кричащих и трепещущих в страхе. Это потому, что его гуманность образует единое тело с птицами и зверями, ведь они обладают сознанием. При вырубке и уничтожении деревьев и трав его сердце неминуемо преисполняется сочувствием и сопереживанием. Это потому, что его гуманность образует единое тело с деревьями и травами, ведь они обладают жизненной силой. При виде разрушения камня и черепицы его сердце обязательно испытывает озабоченность и сожаление. Это потому, что его гуманность образует единое тело с камнем и черепицей. А значит, даже сердца ничтожных людей наделены этой гуманностью, образующей единое тело со всем. Ибо сердца их коренятся в их собственной небесной природе».

далее >>
| наверх |
   
| главная | студенту | библиотека | ссылки | форум | гостевая |
Hosted by uCoz